Всего за два года, которые крейсер «Варяг» плавал в составе российского флота, он превратился в легенду.
История строительства корабля
Крейсер первого ранга «Варяг» был одним из судов, построенных в России по специальной программе, ставшей ответом страны на активизацию Японии по строительству военных кораблей в конце 19 века.
Прототипом для «Варяга» стал японский крейсер «Касаги». Предполагалось, что на судне будут установлены котлы Бельвиля, но позднее было решено заменить их на котлы Никлосса – интересные, но плохо проверенные в деле.
Строилосьсуднов США, в Филадельфии, фирмой The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company. Основные материалы были американскими. Орудия были привезены из России, их изготовил Обуховский завод. Производителем торпедных аппаратов стал санкт-петербургский Металлический завод. Якоря и цепи для них поставили англичане.
Спуск на воду состоялся 19 октября 1899-го. 11 января 1899-го «Варяг» вошел в состав российского флота. Его назвали как русский корвет, который во время Гражданской войны в Америке отправился на Американкой континент. В марте 1901-го судно отправилось в Россию.
Специалисты отмечают несколько основных особенностей корабля.
- Судно лучше чувствовало себя в шторм благодаря наличию полубака.
- Крейсер был частично бронированным. Броню использовали для защиты важных механизмов, котлов, погребов. Ее толщина составляла 38 миллиметров.
- Была предусмотрена защита от пробоин. Для этого скосы палубы спускались на 1 метр 10 сантиметров ниже, чем ватерлиния. Переборки продольного типа не давали воде из боковых отсеков проникать внутрь. А скосы палубы были оснащены отсеками, куда планировали помещать целлюлозу.
- Движение корабля обеспечивалось четырех цилиндровыми машинами тройного расширения, каждая имела мощность в 20 тысяч лошадиных сил. Вал вращался со скоростью до 160 оборотов в минуту.
- Всего на борту было 30 котлов конструкции Никлосса, с 3 топками у каждого.
- На корабле было электрическое оборудование, получавшее ток от 3х пародинамо-машин.
- Для рулевого управления применялось сразу три вида приводов – электро-, паровой и ручной привод. Это был первый случай в российском флоте.
- В состав артиллерии главного калибра входили 152-мм/45 орудия системы Канэ: всего 12 единиц.
Водоизмещение «Варяга» составляло 6,5 тысяч тонн. Это был экспериментальный крейсер, как и другое судно – «Аскольд». Когда проводились заводские испытания, он показал себя очень хорошо, Максимальная скорость — 24,59 узла.
К недостаткам крейсера специалисты относят то, что его энергетическая установка была ненадежной. Поэтому его часто приходилось ремонтировать.
Однако в то время это был самый сильный и быстроходный корабль в своем классе в мире.
Командиром был назначен капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев. Перед началом русско-японской войны крейсер охранял русское посольство в Сеуле.
Бой у Чемульпо
Когда началась русско-японская война, «Варяг» находился в японском порту Чемульпо. В ночь на 27 января 1904 года по старому стилю капитан «Варяга» получил присланный японским контр-адмиралом Уриу ультиматум. В послании было требование, чтобы крейсер вместе с другим российским судном, канонерской лодкой «Кереец», вышли из порта Чемульпо в первой половине следующего дня. Если этого не произойдет, японцы были намерены атаковать корабли, несмотря на нейтральный статус порта. Капитан «Варяга», Всеволод Федорович Руднев, решил принять бой. Команда его поддержала.
В 11:10 28 января крейсеры «Варяг» и «Кореец» покинули порт под звуки российского гимна. Крейсеры Франции, Англии и Италии, стоявшие здесь же на рейде, отвечали той же музыкой, выражая таким образом поддержу русским морякам.
Всем было понятно, что русские корабли идут на бой, который для них закончится гибелью: слишком неравны были силы. Навстречу им в открытом море вышли бронированные японские крейсеры – 6 кораблей, плюс миноносцы в числе 8 штук.
Двум русским 203-миллиметровым и тринадцати 152-миллиметровым орудиям, а также 7 аппаратам для запуска торпед, было противопоставлено четыре 203-миллиметровых, 38 152-миллиметровых и 43 торпедных орудия японцев. Разница в вооружении была более чем в три раза. К тому же борта «Варяга» не были покрыты броней, как японские корабли, и орудия не были защищены.
На сигнал японцев о сдаче российские моряки ответили подъемом боевых флагов. Первый выстрел раздался в 11:45. Крейсер «Асам» выпустил снаряд, за которым последовало еще сразу 200. Все это было направлено на «Варяг».
На судне были разбиты шлюпки, настройки разрушены, было много убитых и раненых. Большая часть орудий была уничтожена, но крейсер все же не сдавался: уцелевшие матросы вели огонь, как и команда «Корейца». Грохотало так, что у людей не выдерживали барабанные перепонки.
Команде «Варяга» удалось серьезно повредить «Асам», командир этого крейсера погиб. Был сильно поврежден и крейсер «Акаси», который потом пришлось ремонтировать дольше года. Один японский миноносец был потоплен, второй – затонул по дороге в порт.
После боя, длившегося час, командир «Варяга», Руднев, решил вернуться в порт – для спасения тех, кто еще был жив. «Кореец» и «Варяг» вошли в Чемульпо. По словам очевидцев, корабли были изуродованы, палубы покрылись кровью. Уцелело лишь 7 орудий, а корпус был сильно пробит в четырех местах.
Погибло 33 человека, а 120 получили ранения, в том числе капитан, который был ранен в голову. Тех, кто выжил, перевели на иностранные корабли: всего 421 человек. Чтобы не отдать суда врагу, «Кореец» решили взорвать, а «Варяг» — затопить.
Смелость русских моряков поразила иностранцев, чьи корабли стояли здесь же на рейде. Позднее была написана песня. Ее авторами стали Рудльф Гейнц, бывший тогда в Чемульпо и написавший стихотворение, и А. С. Турищев, бывший музыкантом 12 гренадерского полка, который сочинил музыку.
Несмотря на то, что многие военные специалисты в то время посчитали, что действия капитана корабля были неверными, российскими властями было принято решение использовать бой при Чемульпо для поднятия патриотических настроений. Задача была – сделать войну с Японией народной. Поэтому был создан внушительный план.
По словам старшего штурманского офицера «Варяга» Беренса, он ждал, что в России их будут судить за поражение. Однако, когда 19 марта 1904-го часть моряков с крейсера вернулась в Одессу, их встретил украшенными цветами и флагами город. Пароход «Малайя», на котором прибыли оставшиеся члены команды крейсера, был встречен в море пароходом «Святой Николай», другими судами и яхтами. В числе пассажиров был начальник порта Одессы, который поднялся на «Малайю» и вручил морякам георгиевские кресты.
В гавани «Малайю» встречали музыкой нескольких оркестров и криками «Ура!» Моряки прошествовали под триумфальной аркой, украшенной цветами и надписью «Героям Чемульпо». Далее их ждали члены городской управы, а городским головой был преподнесен хлеб-соль. Затем последовал молебен на площади, праздничный обед и банкет в юнкерском училище, потом – спектакль в одесском театре.
На следующий день чествование продолжилось в Севастополе. Героев приветствовали залпами боевых кораблей. Перед варяжцами выступил главный командир Черноморского флота вице-адмирал Н. И. Скрыдлов, который отметил их блестящий подвиг и вручил им грамоты на георгиевские кресты – офицерам, врачам и механикам корабля. Снова отслужили молебен.
14 апреля варяжцы были в Москве, где их ждала пышная встреча. Следующий этап состоялся 16 числа в Санкт-Петербурге: героев встречали на Николаевском вокзале городской голова и председатель думы. Шествие героев вместе в первыми лицами города по Невскому проспекту завершилось у Зимнего дворца, где к ним вышел император Николай второй. Он произнес речь, затем был отслужен молебен, а потом состоялся торжественный обед во дворце. Был объявлено о том, что учреждается новая медаль в честь боя при Чемульпо.Тогда же в первый раз была исполнена песня «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
Летом 1904 был готов памятник, сюжетом для которого стало прощание капитана «Варяга» с кораблем. Появились открытки, изображавшие судно
В порту Чемульпо и во Владивостоке поставили памятники погибшим морякам с «Варяга». Его капитан был удостоен ордена Святого Георгия четвертой степени, ему было присвоено флигель-адъютанта. Но скоро он был отправлен в отставку, скончался в 1913-м в Туле.
Крейсер в плену
Через год крейсер был поднят японцами и отремонтирован. Корабль получил новое название – «Сойя» и десять лет провел под японским флагом.
В марте 1916-го Россия выкупила его у Японии. И крейсер, снова вернувший свое имя «Варяг», вошел в Балтийский флот.
Годом позже было решено отправить судно на ремонт в Великобританию. Но обратно он не вернулся. После октябрьского переворота экипаж корабля был разоружен и возвращен в Россию. Крейсер же был продан англичанами в 1918-м: его купил частный бизнесмен.
Но при буксировке на новую стоянку крейсер пострадал от шторма – его выбросило на берег. Корабль не стали восстанавливать, а разобрали на части.
Фильм Крейсер Варяг 1946
В 1946 году в СССР вышел фильм «Крейсер Варяг». В героической истории снялись известные советские актеры: Борис Ливанов, Николай Бубнов, Ростислав Плятт и другие. Картина в послевоенные годы быстро стала очень популярной: патриотические настроения, которыми она была пронизана, помогали людям преодолевать трудности этого времени.